Математика 1 класс РАС

Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ)»

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (вариант 8.3).
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень
получения образования.
Задачи обучения математике:

формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебнопознавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;

развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;

способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;

расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;

корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль
и самоконтроль).
Характеристика учебного предмета.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика
- важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными,
временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания
окружающих
предметов,
процессов,
явлений.

Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой
подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию
мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы
математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся
данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).
Место курса в учебном плане.
На изучение математики в 1 классе основном отводится по 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели)
Планируемые результаты изучения курса.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и
психофизических возможностей учащегося. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню
требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по
учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года.
Достаточный уровень

образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;

считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;

сравнивать числа в пределах 20;

пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток;

знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы;

решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;

решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами;

читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;


записывать и решать примеры с именованными числами;

отображать точку на листе бумаги, классной доске;

строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;

проводить прямую линию через одну и две точки.
Минимальный уровень:

образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;

считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;

сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;

пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток;

решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога);

решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или
с помощью педагога);

читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;

отображать точку на листе бумаги, классной доске;

строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

владеет социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и
школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

владеет элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

развивает положительные свойства и качества личности.

Основное содержание учебного предмета

№ п/п
1.

Раздел
Единицы
измерения и их
соотношения

2.

3.

4.

5.

Нумерация

Краткое содержание курса
Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними.
Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р.,
2 р., 5 р., 10 р. Размен монет.
Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см.
Отрезок числового ряда 1 – 9. Число и цифра 0. Число 10. Образование,
чтение и запись чисел 1 – 10. Соотношение количества, числительного и цифры.
Состав чисел первого десятка.
Отрезок числового ряда 11 – 20. Образование, чтение и запись чисел в
пределах 20.
Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Место числа в
числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее).
Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 20.
Сравнение чисел в пределах 20, установление соотношения больше, меньше, равно.

Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания.
Арифметические
Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания.
действия
Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и
вычитания.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, требующих
выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок.
Арифметические
Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка):
задачи
запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа.
Геометрический
материал

Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат,
прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам).
Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки.
Построение кривой линии.

Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.: ВЛАДОС
2.
Алышева Т. В.. Математика. Учебник. В 2 частях. Москва: Просвещение
3.
Алышева Т. В., Эк В. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва: Просвещение
4.
Методические рекомендации. 1-4 классы.
5.
Хилько А. А. Тетрадь по математике. Подготовительный класс — В 3 частях. М.: Владос
6.
Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3 – 4 лет. М.: Сфера
7.
Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 4 – 5 лет. М.: Сфера
8.
Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с
речевыми нарушениями. М.: Гном Д
9.
Подрезова И. А. Школа умелого Карандаша: рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми
нарушениями. М.: Гном Д
10. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических
навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д
11. Кубики «Сложи узор» (Световид)
12. Цветные счетные палочки Кюизенера (Корвет)

Календарно-тематическое планирование.
№
1

Тема
Основные цвета. Различение предметов по цвету.
Выделение из множества предметов заданного цвета.

Кол-во часов
1

2

Знакомство с геометрическими фигурами. Круг.
Выделение предметов круглой формы из множества.

1

3

Величина: большой – маленький.
Сравнение предметов по величине. Знакомство с
понятиями больше, меньше.

1

4

Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи,
рядом, около. вверху – внизу.
Знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат.
Выделение предметов квадратной формы из множества

1

5

Различение предметов по величине: длинный – короткий.
Сравнение предметов по величине. Знакомство с
понятиями длиннее, короче.

1

6

Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник.
Выделение предметов треугольной формы из множества.

1

Дата по плану

7

Различение предметов по величине: широкий – узкий.
Сравнение предметов по величине. Знакомство с
понятиями шире, уже.

1

8

Выделение предметов одинаковых по величине из
множества.
Положение предметов в пространстве: слева – справа. в
середине, между. Прямоугольник.

1

9

Выделение предметов прямоугольной формы из
множества. Знакомство с понятиями выше, ниже
Различение предметов по величине: высокий – низкий.

1

10

Сравнение серии предметов по величине. Порядок
следования. Знакомство с понятиями: первый – последний, перед
– после.

1

11

Положение предметов в пространстве: далеко – близко.
Различение предметов по величине: толстый – тонкий. Сравнение
предметов по величине. Знакомство с понятиями толще, тоньше.
Выделение предметов одинаковых по величине из
множества. Знакомство с понятием сутки. Сутки. Части суток.
Сравнение жидкостей по объему: больше, меньше,
одинаково. Сравнение сосудов по объему. Понятия глубокий –
мелкий, глубже – мельче.
Формирование временных представлений. Знакомство с
понятиями вчера, сегодня, завтра.

1

12
13

14

1
1

1

15

16

17

18
19
20

21

22

23

24

25

Сравнение сыпучих веществ по объему с использованием
одинаковых сосудов. Формирование дочисловых представлений.
Знакомство с понятиями много – мало.
Различение предметов по массе: тяжелый – легкий.
Сравнение предметов по массе. Знакомство с понятиями тяжелее,
легче. Сравнение серии предметов по массе.
Знакомство с понятием возраст: молодой – старый.
Знакомство с понятиями: несколько, один, ни
одного.Ориентировка на листе бумаги: вверху – внизу
Ориентировка в пространстве. . Знакомство с понятиями:
больше, меньше, столько же. Число 1. Количество 1.
Цифра 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге.
Конструирование геометрических фигур из нескольких частей.
Число 2. Количество 2. Цифра 2. Письмо на песке, на
нелинованной бумаге. Числа 1 и 2. Выделение заданного
количества.
Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия
больше, меньше. Знакомство с арифметическими знаками. Знак
«равно». Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну
знаком «=».
Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху –
внизу, между. Письмо изученных цифр в тетради. Знакомство с
арифметическими знаками. Знак «+».
Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить,
прибавить. Шар. Знакомство с арифметическими знаками.
Знак «– ».
Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть,
отнять. Число 3. Количество 3. Цифра 3. Письмо на песке, на
нелинованной бумаге.

1

Счет в пределах 3. Письмо изученных цифр в тетради.
Сравнение изученных чисел на предметном материале.

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

26
27

28

29
30
31
32
33

Состав числа 3. Сложение в пределах 3. Вычитание в
пределах 3. Геометрические тела. Куб.
Задача. Знакомство с понятием «задача». Решение задач
на основе предметно-практических действий. Сравнение серии
предметов по величине.
Ориентировка на листе бумаги: правый – левый, верхний
– нижний углы. Сравнение изученных чисел на предметном
материале. Число 4. Количество 4. Цифра 4
Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.
Решение задач на основе предметно-практических действий.
Геометрические тела. Брус. Число 5. Количество 5. Цифра
5. Сравнение изученных чисел на предметном материале.
Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.
Закрепление пройденного материала
Закрепление пройденного материала

1
1

1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Основная образовательная программа дошкольного образования

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».